Тема: Содержание высшего образования.

0 Comments


1. Изучение основных нормативных документов, определяющих содержание высшего профессионального образования;
2. Развитие умений анализировать материал при изучении программ дисциплин, учебных планов по специальности, ФГОС ВПО.
Отводимое время – 2 часа.
Понятие содержания высшего профессионального образования. Принципы его формирования. Теории содержания образования – фронтальный опрос. Основные нормативные документы, определяющие содержание высшего профессионального образования:
А) Государственный образовательный стандарт (второго поколения) Федеральный государственный образовательный стандарт (третьего поколения).
Б) Учебные планы по направлениям подготовки.
В) Учебные программы.
Г) Учебники, учебные пособия и учебно-методическая литература – работа по микрогруппам по выявлению сущности, структуры и специфики документов.
Сравнительный анализ целей образования, отраженных в рассмотренных нормативных документах – коллективный анализ.
Отражение цели образования.
Учебный план по специальности.
Исторический обзор становления и развития методов и технологии обучения – подготовка сообщений по микрогруппам.
Методические рекомендации для изучения материала.
Основным документом, регламентирующим содержание в профессиональных учебных заведениях является Федеральный государственный образовательный стандарт, следовательно необходимо ознакомиться с его структурой и основными положениями. Рекомендуется выбратьФ ГОС по той специальности, по которой обучается магистрант. Для полноты картины возможно знакомство с образовательными стандартами второго поколения.
Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
Содержание образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
Общие требования к содержанию образования:
1. Содержание образования – один из факторов экономического и социального прогресса, оно должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования призвано обеспечивать: соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения), интеграции личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня направлено на получение молодыми людьми профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, между народами независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и суждений.
Стандарт (от лат. standart – норма, образец) – в широком смысле образец, эталон, модель, принимаемые за исходные при сопоставлена с ними других подобных объектов. Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочения базовых требований к содержанию и качеству профессионального обучения в различных типах учебных заведений. Наличие стандарта профессионального образования позволяет:
установить базовый уровень квалификации, ниже которого не может быть аттестации, и установить базовый уровень подготовки специалиста на различных ступенях обучения; повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содержания образования, применяемых педагогических технологий, средств и методов обучения; обеспечить конвертируемость профессионального образования внутри государства и за его пределами; упорядочить права обучающихся и повысить ответственность учебных заведений различного типа в профессиональной подготовке и профессиональном образовании; установить место каждого уровня профессионального образования в системе непрерывного образования.
Стандарт профессионального образования может быть: международный, государственный и региональный.
Федеральный государственный образовательный стандарт призван обеспечить сохранение единства образовательного пространства, возможность непрерывного образования, академическую мобильность, рациональные траты финансовых и материальных ресурсов. Стандарты должны соответствовать запросам личности, отечества и государства, возможностям их реализации и иметь инструментально-технологическую организацию, опирающуюся на достаточно строго определенные эталоны.
Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / – 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие / , – Казань: КГЭУ, 2008.
Дидактика. Конспект лекций / , – Ростов н/Д: Феникс. – 2004. – С. 80-127. Содержание образвоания: сущность, структура, перспективы / . – М.: Высшая школа. – 1991. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / . – М.: МГАУ. – 2002 Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. зав. / , , , . – М.: Школа-Пресс. – 2000.