Выплата пенсии.

0 Comments


Общие правила выплаты государственной пенсии.
Общие правила выплаты государственной пенсии относятся ко всем видам пенсий, независимо от того, на основании какого нормативного правового акта они установлены. Все такие правила обычно определены законом, подзаконные акты (постановления Правительства, ведомственные инструкции и т.п.) не могут их изменять, они, следовательно, незыблемы до изменения закона.
Другое дело — организация выплаты пенсий: правила организации выплаты пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Однако есть правила, которые относятся к общим, традиционно сложившимся в нашей стране.
Итак, какие же правила относятся к общим? Их несколько.
1. Государственная пенсия налогом не облагается — это предусмотрено в Законе 1990 г. (ст. 9). В нашей стране налогом традиционно не облагаются все государственные пенсии. Налоги не взимаются, следовательно, и с пенсий, которые выплачиваются, например, в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Как известно, государственные пенсии выплачиваются не только на основании законов, но и на основании иных нормативных актов (это, как отмечалось, не согласуется с Конституцией Российской Федерации, но все же имеет место). Такие пенсии также не облагаются налогом.
К пенсиям, которые установлены в соответствии с Законом 1990 г., с ноября 1993 г. выплачиваются соответствующие компенсации, размер которых периодически пересматривается. Сумма компенсации не является составной частью пенсии, она выплачивается сверх пенсии, исчисленной по установленным правилам, вместе с надбавками и повышением пенсии в соответствующих случаях. Компенсация — это дополнительная выплата к пенсии, но не сама пенсия. По установившейся практике сумма компенсации не облагается налогом. Другими словами, пенсия и компенсация рассматриваются на практике как единая пенсионная выплата. Доплаты к пенсии устанавливаются некоторым пенсионерам (государственным служащим, отдельным гражданам за особые заслуги). Они также не облагаются налогом.
2. Государственная пенсия выплачивается за текущий месяц. Это правило закреплено в Законах 1990 г. и 1993 г. потому, что пенсия для подавляющего большинства пенсионеров, в том числе почти для всех неработающих пенсионеров, является основным источником их доходов.
Таким образом, правила выплаты пенсий отличаются от правил выплаты заработка, который выплачивается обычно после того, как он заработан, т. е. по истечении определенного периода трудовой деятельности.
Данное предписание закона в недалеком прошлом нарушалось во многих регионах. Причины — недостаток средств, который образовывался вследствие задержки уплаты страховых взносов организациями, несвоевременного перечисления средств из федерального бюджета, нецелевого расходования средств Пенсионного фонда России и т.д. Задержка выплаты пенсий — беспрецедентное явление в практике пенсионного обеспечения цивилизованных стран. Последствия этого драматические: усугубление нищеты, увеличение заболеваемости и смертности среди пенсионеров.
Норма о том, что пенсии выплачиваются за текущий месяц, содержится не во всех федеральных актах, регулирующих отношения по пенсионному обеспечению. На практике данное правило применяется при выплате всех государственных пенсий.
3. Доставка и пересылка пенсии осуществляются за счет государства, что также предусмотрено Законами 1990 г. и 1993 г. Следовательно, все расходы, связанные с доставкой и пересылкой пенсий, должны про изводиться за счет федерального бюджета. К сожалению, данное правило не всегда соблюдается в связи с тем, что возмещение Пенсион ному фонду РФ расходов, произведенных им на эти цели, задерживается.
4. Пенсия выплачивается ко месту жительства пенсионера по поручению соответствующего пенсионного органа через предприятие связи с доставкой ее на дом либо путем зачисления пенсии на расчетный счет пенсионера в банке. Это также традиционное правило, оно закреплено в Законе 1993 г. и соответствующих подзаконных актах, касающихся Закона 1990 г.
Пенсия доставляется на дом пенсионеру ежемесячно в определенный день. Если по каким-либо причинам пенсионер не получил пенсию (например, в день доставки пенсии его не было дома), он может получить пенсию в отделении связи, которое доставляло пенсию. По желанию пенсионера пенсия переводится соответствующим пенсионным органом на расчетный счет пенсионера в соответствующем отделении банка по месту его жительства. Для этого пенсионер подает заявление в указанный орган по месту своего жительства.
Перечисленные общие правила выплаты пенсии касаются всех пенсионных выплат: пенсий, компенсаций, доплат к пенсиям, и т. д.
В некоторых других странах они иные. Кстати, государство не берет обычно на себя расходы, связанные с доставкой и пересылкой пенсии, эти расходы осуществляются за счет соответствующих страховых фондов; не так уж редко пенсия включается в общий доход, облагаемый налогом, и т.д.
Особые правила выплаты пенсий в отдельных случаях также установлены соответствующими законами. Таких случаев четыре.
1. Выплата пенсии по случаю потери кормильца за период нахождения детей на полном государственном обеспечении.
Полным государственным обеспечением считается предоставление бесплатного питания, одежды и жилья (по прошлой терминологии — обмундирования, общежития). Если какой-либо вид указанного обеспечения не предоставляется либо предоставляется не в полном объеме, то пенсия выплачивается в полной сумме.
Установлены два различных правила выплаты пенсии по случаю потери кормильца за период нахождения детей на полном государственном обеспечении. Первое касается детей, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, а второе — других детей. По законодательству, которое действовало ранее, детям, находившимся на полном государственном содержании, пенсия не назначалась, а выплата ранее назначенной пенсии приостанавливалась на все время нахождения на полном государственном содержании. Теперь пенсия таким детям назначается и часть ее выплачивается. Почему? Ведь они в этот период обеспечиваются всем необходимым и стоимость их содержания значительно выше, чем пенсия. Цель выплаты пенсии — обеспечить материальный достаток в первый период после того, как ребенок оставит соответствующее учреждение, где он находился на полном государственном обеспечении.
Более льготные условия выплаты пенсии предусмотрены для детей, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери (круглых сирот). За период нахождения таких детей на полном государственном содержании им выплачивается 50% пенсии. Всем другим детям, обеспечиваемым пенсией по случаю потери кормильца, выплачивается 25%. При этом учитывается вся сумма пенсии, включая повышение ее и компенсационную выплату к пенсии.
Остальная часть пенсии (соответственно 50 и 75%, т. е. разница между назначенной пенсией и полагающейся к выплате детям) перечисляется на счета детских учреждений, если пенсия назначена по Закону 1990 г. (при назначении пенсии по Закону 1993 г. перечисление остающейся части пенсии на счета детского учреждения не производится). Данное решение весьма спорно, оно не согласуется с ГК. Ведь доход в виде пенсии — это собственность, а принудительное изъятие собственности не допускается. Надо также учитывать, что подобное изъятие и передача изымаемых сумм на счета детских учреждений не дает оснований считать детей находящимися на полном государственном обеспечении.
2. Выплата пенсий за время пребывания пенсионера в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Правила выплаты зависят от того, по какому закону назначена пенсия. Всем пенсионерам, проживающим в таких учреждениях, которым пенсия назначена по Закону 1990 г., выплачивается 25% назначенной пенсии. При этом учитывается вся сумма пенсии, включая надбавки к ней, повышение ее и компенсационную выплату к пенсии.
Если у пенсионера, проживающего в указанных учреждениях, имеются нетрудоспособные члены семьи, состоящие на его иждивении, то помимо выплаты 25% пенсии самому пенсионеру, им выплачивается: четверть пенсии на одного члена семьи, одна треть пенсии на двух членов семьи и половина пенсии на трех и более членов семьи.
В указанных частях выплачивается пенсия не только на несовершеннолетних детей пенсионера, но и на других нетрудоспособных членов семьи пенсионера, например на нетрудоспособных родителей и супруга (по семейному законодательству размер алиментов, взыскиваемых на содержание указанных членов семьи, определяется судом исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно).
Что касается разницы между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии, то она направляется в стационарное учреждение социального обслуживания, где проживает пенсионер. Эти средства зачисляются на счет таких учреждений сверх бюджетных ассигнований и направляются на укрепление их материально-технической базы и улучшение условий проживания в них престарелых и инвалидов.
Таким образом, часть пенсии граждан, проживающих в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, используется на их содержание в этих учреждениях.
Данное правило (оно введено с 1996 г.) также не согласуется с ГК, согласно которому пенсия, как уже отмечалось, рассматривается как доход и потому причитающаяся сумма пенсии не может изыматься принудительно, как и всякое иное имущество.
В настоящее время сумма пенсии, как правило, не превышает стоимости содержания в стационарном учреждении социального обслуживания. В связи с этим споров по данному вопросу не возникает.
Пенсии, назначенные в соответствии с Законом 1993 г., за время пребывания граждан в указанных учреждениях выплачиваются иначе. Главное отличие состоит в том, что таким пенсионерам гарантируется выплата указанной выше разницы, если стоимость их содержания в учреждении ниже суммы пенсии.
Совершенно очевидно, что правила выплаты пенсии за время проживания пенсионера в стационарном учреждении социального обслуживания не должны отличаться в зависимости от того, по какому закону назначена пенсия. Они должны быть равными для всех пенсионеров.
3. Выплата пенсии, не полученной пенсионером своевременно.
Правила выплаты пенсии, не полученной пенсионером своевременно, различаются в зависимости от причин, по которым она не была выплачена.
Общее правило таково: суммы назначенной пенсии выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за пенсией. Трехлетний срок соответствует общему сроку исковой давности, принятому в гражданском законодательстве (см. ст. 195 ГК РФ).
Это правило применяется во всех случаях, кроме невыплаты сумм пенсии по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию. Подчеркнем: в данном случае речь идет о выплате за прошлое время сумм назначенной пенсии.
Иначе решается вопрос о выплате сумм пенсии, не полученной пенсионером своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию. В этом случае суммы пенсии выплачиваются за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Так, выплачиваются за прошлое время суммы не только назначенной пенсии, но и пенсии, которая не была своевременно назначена по вине органов социальной защиты населения. За все прошлое время выплачиваются суммы пенсии, недоплаченные, например, в результате счетной ошибки, допущенной при расчете суммы среднемесячного заработка, размера пенсии, надбавок к ней, и незаконного отказа в пенсии, в том числе вследствие ошибочного разъяснения или указания вышестоящего органа социальной защиты населения, вплоть до Минтруда.
4. Приостановление выплаты пенсии за время лишения свободы по приговору суда.
Данный случай указан в пенсионных законах. Однако Конституционный Суд РФ признал содержащийся в Законе 1990 г. запрет на выплату трудовых пенсий противоречащим Конституции РФ и утратившим силу с момента постановления Суда — 16 октября 1995 г.
Аналогичная норма в Законе 1993 г. не признана неконституционной, соответствующие изменения не внесены ни в Закон 1990 г., ни в Закон 1993 г. Данный пример — весьма наглядная иллюстрация правового нигилизма в стране, объявившей себя правовым государством (см. ст. 1 Конституции РФ).
5. Выплата пенсии гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
Это правило введено с 1 июля 1993 г. Ранее гражданам, выезжающим за границу, пенсия за период нахождения за границей не выплачивалась. Теперь пенсия выезжающим за границу гражданам выплачивается за 6 месяцев перед отъездом в российских рублях, а затем может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком РФ.
Как уже отмечалось, отдельным категориям граждан выплачивается не пенсия, а пожизненное денежное содержание, доплаты к государственным пенсиям. Уровень такого содержания и подобных доплат в несколько раз выше максимального размера обычной государственной пенсии. Действующее законодательство не регулирует многие вопросы, связанные с этими выплатами. В частности, не определен порядок их выплаты при проживании пенсионера в стационарном учреждении социального обслуживания, выплаты недополученной суммы в связи со смертью.
Все затронутые вопросы следовало бы разрешать по аналогии с соответствующими пенсионными правилами. Однако для этого необходимо решение органов, установивших эти выплаты. Пока такие решения отсутствуют. Это, безусловно, явный пробел в законодательстве.
Выплата пенсий работающим пенсионерам.
По общему правилу, работающим пенсионерам любая пенсия выплачивается в полной сумме. Исключение составляет досрочная пенсия по старости (см. § 6 гл. 9), назначаемая безработным гражданам, и некоторые пенсии за выслугу лет. Таким образом, пенсионер вправе заниматься любой деятельностью, получать какие угодно доходы; ничто не может повлиять неблагоприятно на его пенсию.
В прошлом были иные правила выплаты пенсии работающим пенсионерам. Часто пенсия таким пенсионерам выплачивалась с учетом их заработка. Из «старых» правил сохранилось лишь одно: работающим пенсионерам пенсия выплачивается без надбавки на иждивенцев.
Почему же в российском пенсионном законе упразднены все ограничения, касающиеся выплаты пенсий работающим пенсионерам, кроме указанных выше.
Главное состоит в том, что восторжествовала иная, чем прежде, идеологическая оценка сущности обязательного пенсионного страхования и, в частности, пенсии по старости. Длительное время пенсия по старости рассматривалась как денежное обеспечение за счет государства в заключительный возрастной период жизни человека, как проявление заботы социалистического государства о старом человеке, нуждающемся в его помощи. Теперь трудовая пенсия по старости не без оснований признается заработанной, заслуженной многолетним трудом выплатой, осуществляемой за счет особого фонда, отделенного от государственного бюджета.
Из этого следуют соответствующие выводы о «судьбе» пенсии, когда пенсионер продолжает трудовую деятельность. Если пенсия — заработанная, заслуженная выплата, то в период работы она должна выплачиваться, ибо отобрать такую пенсию нельзя, она как бы собственность бывшего работника. Что делать в пенсионный период жизни, пенсионер решает сам: то ли ему работать, если он хочет этого и имеет возможность сохранить прежнюю либо подобрать более подходящую по возрасту другую работу, либо прекратить трудовую деятельность, заняться домашним хозяйством и т.д. И наоборот: если пенсию считать выплатой за счет государства, предназначенной для обеспечения пожилого человека, когда трудовая деятельность затруднена либо вообще недоступна, то вполне логичен противоположный вывод: работаешь — значит не нуждаешься в обеспечении за счет государства, т. е. в пенсии. Таковы крайние позиции.
В СССР, до пенсионной реформы 1956 г., пенсия работающим выплачивалась в полной сумме (но без так называемой «хлебной» надбавки). После реформы работающим стала выплачиваться сравнительно небольшая часть пенсии, а при заработке немного выше среднего выплата пенсии вообще не производилась. Впоследствии эти правила неоднократно корректировались и изменялись: пенсия выплачивалась одним в полной сумме, другим в размере 50—75%; более льготные условия были предусмотрены для рабочих, младшего обслуживающего персонала, некоторых специалистов, худшие — для многих категорий служащих. В целом можно сделать вывод, что при достаточно высоком уровне пенсий вводились существенные ограничения в выплате пенсий работающим пенсионерам, а при снижении уровня пенсий, когда на пенсию прожить было трудно, ограничения смягчались и даже полностью отменялись. Однако в прошлом пенсия никогда не рассматривалась как заработанная, заслуженная трудом выплата, а ее получение — как неотъемлемое право человека. Этим и объяснялись существенные изменения порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам.
В Концепции реформы пенсионной системы в Российской Федерации, одобренной Правительством, также затрагивается вопрос о выплате пенсий работающим пенсионерам. В ней отмечается дискуссионный характер данной проблемы и неоднозначные решения ее в нашей стране, хотя вот уже десятый год данный вопрос решен в российском законе достаточно определенно: трудовую пенсию работающим пенсионерам надо выплачивать, поскольку это заработанная выплата.
В концепции обосновываются на перспективу определенные выводы. Процитируем некоторые выдержки: «Пенсия в случае продолжения оплачиваемой работы выплачиваться не должна, по крайней мере в полном объеме»; «Иное решение противоречит принципам социального страхования. »; «Выплата пенсий работающим пенсионерам, имеющим более высокий достаток, чем неработающие пенсионеры, поглощает значительную часть средств. »; «Вместе с тем. в новой системе можно было бы предусмотреть возможность выплаты пенсий при относительно невысоком совокупном доходе работающего пенсионера, как это практиковалось в Российской Федерации длительное время».
Это свидетельствует о стремлении сэкономить средства за счет пенсионеров, могущих еще некоторое время после достижения пенсионного возраста трудиться. Иное решение, т. е. снятие существенных ограничений в выплате пенсии, как раз не противоречит принципам социального страхования. Выплата пенсий работающим пенсионерам вовсе не поглощает средств; если пенсия не будет выплачиваться полностью, пенсионеры оставят работу и будут получать причитающуюся им по праву пенсию, будучи неработающими (кто же станет работать за разницу в заработке и пенсии, да если к тому же пенсия составляет значительную часть заработка?). В России никогда не практиковалась выплата пенсии «при относительно невысоком совокупном доходе работающего пенсионера» (это общий доход, включая не только оплату труда, но и иные доходы), не практиковался подобный порядок и в СССР. Это грубая ошибка авторов концепции.
Каким же может быть оптимальное решение Затронутой проблемы.
Во-первых, до тех пор пока в России крайне низкий реальный уровень пенсионного обеспечения, ни при каких условиях нельзя ограничивать выплату пенсий работающим пенсионерам. Выплата пенсии в полном размере — это средство борьбы с крайней нищетой. При прекращении выплаты пенсии большинство пенсионеров оставят работу, их доходы резко сократятся, численность граждан, доходы которых ниже черты бедности, резко возрастет. Надо также учитывать, что во многих случаях пенсионеры выполняют непрестижную работу и их рабочие места останутся вакантными. Не исключается также, что работу оставят пожилые специалисты самой высокой квалификации, найти замену которым не так-то легко.
Авторы названной выше концепции не учли, видимо, и некоторые положения Конституции РФ, в частности о равенстве прав и свобод человека, в том числе в сфере труда, о гарантированном праве на социальное обеспечение (ст. 19, 37, 39). Следует также иметь в виду, что, согласно ст. 55 Конституции, не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Во-вторых, в перспективе — после существенного повышения уровня пенсионного обеспечения — не исключается некоторая «мягкая» корректировка правил выплаты пенсии работающим пенсионерам. Во многих странах пенсия работающим пенсионерам выплачивается в полной сумме, однако есть немало стран, где сумма пенсии работающего может при определенных условиях несколько сокращаться, например при высоком заработке, с гарантией в то же время выплаты во всех случаях определенной, весомой части пенсии.
Безработным гражданам при определенных условиях устанавливается пенсия по старости досрочно, т. е. ранее достижения соответствующего пенсионного возраста. Такая «досрочная» пенсия работающим пенсионерам не выплачивается в течение всего срока их работы в период до достижения пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих или на других условиях. После достижения пенсионного возраста такая пенсия уже не считается досрочной и выплата ее работающим пенсионерам осуществляется в полной сумме.
Не содержит российский пенсионный закон ограничений и в части выплаты работающим гражданам пенсии по инвалидности. Всем работающим пенсионерам пенсия по инвалидности выплачивается в полной сумме. Идеология данного решения основывается на признании обществом необходимости создания для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации, в частности, трудовых прав. Это обеспечивается также комплексом других мер в сфере труда и занятости: обеспечение льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов; введение на предприятиях квоты рабочих мест для приема на работу инвалидов и т.д. В современный период, когда уровень пенсионного обеспечения неоправданно низкий, выплата работающим инвалидам полной пенсии — эффективное средство преодоления нищеты.
В прошлом действовали некоторые ограничительные правила, касающиеся выплаты пенсии по инвалидности работающим пенсионерам, в частности инвалидам II и III групп. Инвалидам III группы, например, пенсия выплачивалась часто в таком размере, чтобы пенсия и получаемый заработок не превышали в общей сложности заработка, из которого исчислена пенсия.
Из прежних правил сохранилось лишь одно (как и для пенсии по старости): работающим пенсионерам пенсия по инвалидности выплачивается без надбавки на иждивенцев.
Что касается пенсии по случаю потери кормильца, то эта пенсия всегда выплачивалась работающим пенсионерам в полной сумме, однако дети, которые не учились, имели право на пенсию в возрасте до 16 лет.
Несколько иначе разрешаются затронутые вопросы в отношении пенсии за выслугу лет. Общее правило, касающееся пенсий за выслугу лет, назначенных в соответствии с Законом 1990 г., таково: выплата пенсии за период работы, с учетом которой назначена пенсия за выслугу лет, не производится; если пенсионер выполняет иную работу, то пенсия выплачивается в полной сумме, независимо от уровня заработка.
Изъятие предусмотрено лишь для тех работников, которым пенсия за выслугу лет назначена как длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (ст. 78 Закона 1990 г.). Им пенсия за выслугу лет выплачивается независимо от характера работы.
Примерно так же решаются вопросы о выплате пенсий за выслугу лет кадровым военнослужащим и другим категориям граждан, которым установлены пенсии по Закону 1993 г.: всем работающим после увольнения со службы пенсия за выслугу лет выплачивается в полной сумме.
В последнее время принимаются решения, устанавливающие дополнительные изъятия из указанного выше общего правила: допускается выплата пенсии за выслугу лет, назначенной в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также пенсии за выслугу лет, назначенной в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской Местности (см. ст. 87 Закона 1990 г. в редакции от 11 апреля 1998 г.). Причина появления этих изъятий — уход соответствующих специалистов из школ сельской местности, переход их на другую работу, выполняя которую можно получать пенсию, и желание предотвратить эти негативные тенденции.
Ныне ясно одно: исключения постепенно превращаются в распространенное правило. При такой ситуации проблематичным становится сохранение ограничений в выплате пенсии за выслугу лет для других категорий работников. При этом надо учитывать стремительное снижение общего уровня пенсионного обеспечения, которое произошло в последние годы.
Удержания из пенсии.
Пенсионные законы предусматривают возможность удержания излишне выплаченных сумм пенсии по решению органа, выплачивающего пенсию; этот орган, следовательно, наделен властными полномочиями.
По решению органа, выплачивающего пенсию, допускается удержание лишь в том случае, если суммы пенсии излишне выплачены пенсионеру вследствие его злоупотребления. Примерами таких злоупотреблений являются представление документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытие изменений в составе семьи, на которую выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, и т.д.
Злоупотребление подразумевает действия и умысел пенсионера, направленные на получение излишних сумм пенсии. В связи с этим не должны удерживаться из пенсии излишне выплаченные суммы пенсии вследствие различных ошибок, которые допускаются органами, назначающими и выплачивающими пенсию, работниками этих органов (ошибки в подсчете стажа и заработка, в размере пенсии или надбавок к ней и т.д.). Весьма сомнительной представляется практика некоторых органов социальной защиты населения, считающих злоупотреблением неосведомленность пенсионеров о некоторых весьма сложных правилах пенсионного обеспечения. Другими словами, незнание закона не всегда свидетельствует о злоупотреблении.
Удержания из пенсии на основании решения органа, выплачивающего пенсию, осуществляются с учетом общих правил исполнения решений в отношении граждан. Они определены гл. 39 ГПК РСФСР.
Размер удержаний из пенсии, как и из заработной платы и других приравненных к ней платежей, исчисляется из суммы пенсии, причитающейся к выплате. Практически это вся сумма назначенной пенсии вместе с компенсационной выплатой, поскольку пенсия не облагается налогами.
Из суммы пенсии может быть удержано:
до 50% — при взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, возмещении за ущерб, причиненный разбоем и некоторыми другими преступлениями; до 20% — по всем остальным видам взысканий, если иное не установлено законом (см. ст. 383 ГПК РСФСР). К такому виду оснований относится и удержание по решению органа, выплачивающего пенсию.
Во всех случаях обращения взысканий на пенсию в соответствии с законодательством за пенсионером сохраняется не менее 50% причитающейся пенсии.
При прекращении выплаты пенсии оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке. Взыскания в этом случае обращаются на имущество должника.
Взыскание с пенсионеров излишне выплаченных сумм пенсий не исключает возможности предъявления иска в судебном порядке для обращения взыскания на личное имущество должника, заработную плату, иные доходы. При решении вопроса о взыскании с пенсионера излишне выплаченных сумм пенсии суд вправе привлечь в качестве соответчика по делу должностное лицо, которое из корыстной или иной личной заинтересованности выдало заведомо неправильные документы, послужившие основанием для незаконного получения пенсии. В таких случаях гражданин, допустивший злоупотребления, и виновное должностное лицо несут солидарную имущественную ответственность, поскольку ущерб причинен совместными действиями.
При несогласии пенсионера с принятым решением об удержаниях из его пенсии спор разрешается в судебном порядке.