Воспитательная деятельность в образовательном учреждении дополнительного образования детей.

0 Comments


Новые стандарты открывают новые возможности для расширения взаимодействия в системе образования. Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
Воспитание – это ориентация развивающей личности на общечеловеческие ценности с учетом потребности современного общества. Целенаправленная деятельность педагогов «РЦВР» способствует успешному решению воспитательных задач.
Просмотр содержимого документа «Воспитательная деятельность в образовательном учреждении дополнительного образования детей»
Муниципальное образовательное учреждение.
«Районный центр внешкольной работы»
(из опыта работы педагога – организатора М.М. Медведевой)
«Воспитательная деятельность в образовательном учреждении дополнительного образования детей»
Марина Михайловна Медведева ,
Технологии, используемые педагогами МОУ ДО «РЦВР»…………. 5.
Развитие ученического самоуправления………………………………. 6.
4. Проектирование мониторинга личностного развития обучающегося в «ЦВР»……………………………………………………………………………. 7.
4.1 Мониторинг внеурочной деятельности…………………………………. 8.
5. Мониторинг системы воспитательной работы……………………….. 10.
5.1 Социальное партнерство МОУ ДО «Районный центр внешкольной работы»
по вопросам организации воспитательного процесса……………………. 11.
Новые стандарты открывают новые возможности для расширения взаимодействия в системе образования. Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в условиях МОУ ДО «Районный центр внешкольной работы» — (далее «РЦВР») дает возможность общаться и сотрудничать детям из разных социальных сред. «РЦВР» является во многом уникальной средой, в которой воспитательный эффект достигается путем организации воспитательного процесса, в котором воспитание является сознательно выбранной деятельностью педагога дополнительного образования.
Воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.
Воспитание – это ориентация развивающей личности на общечеловеческие ценности с учетом потребности современного общества. Целенаправленная деятельность педагогов «РЦВР» способствует успешному решению воспитательных задач.
Содержание воспитательной деятельности включает работу со взрослыми: педагогами дополнительного образования, организаторами воспитательного процесса. Работа с детьми направлена на формирование личности обучающегося, на создание, развитие и укрепление коллектива, органов самоуправления, работу с ученическими активами, подготовку и проведение коллективных творческих дел.
Наиболее значимым этапом в формировании воспитательной деятельности является совместная деятельность членов команды (методисты, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования), все члены команды становятся организаторами и реализаторами воспитания в МОУ ДО «РЦВР». Такая общность членов команды характеризуется тем, что каждый ее участник является собственником своей профессиональной идеи, вместе с тем, формируется корпоративная деятельность, т.к. реализуя свое направление в воспитательном процессе, педагог вовлекает: обучающихся, педагогов, родителей, тем самым, расширяя воспитательное пространство «РЦВР», формируются новые организаторские способности (см. Приложение 1).
Для формирования успешной совместимости участников команды существует ряд правил:
— в команде не должно быть авторитарных лидеров;
— каждый член команды вносит свой вклад в общее дело воспитания обучающихся, все активны и ответственны, нет так называемых «балластов»;
— все члены команды получают удовольствие от общения друг с другом, умеют слушать и слышать друг друга, если не согласны с мнением другого, предлагают конструктивные идеи, решения;
— ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Целью воспитательной деятельности МОУ ДО «РЦВР» является:
Совершенствование системы воспитательной работы по развитию творческой, интеллектуальной, инициативной, духовно-нравственной и физически здоровой личности, способной к успешной социализации и адаптации в обществе.
Задачи, решаемые в процессе воспитательной деятельности:
Сохранять и совершенствовать поиск инновационных форм воспитательной деятельности.
Развивать социальную активность, нравственные качества, активную гражданскую позицию учащихся через разнообразные формы воспитательной работы.
Обеспечивать активную поддержку творческих инициатив участников образовательного процесса.
Формировать у учащихся ключевые компетентности в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
Достигать совместными действиями учащихся, педагогов, родителей, положительных результатов в различных сферах социально-педагогической и творческой деятельностях.
Укреплять взаимодействие с учреждениями и организациями социума.
1. Овладение учащимися способностью выбора деятельности, которая им поможет достичь наибольшего успеха.
2. Обеспечение благоприятного нравственно-психологического климата в МОУ ДО «РЦВР».
3. Приобретение социального опыта детьми.
4. Обеспечение равноправного взаимодействия всех участников воспитательного процесса в образовательной политике УДОД.
5. Развитие сетевого взаимодействия в условиях современной стратегии воспитания.
6. Разработка модели управления воспитательной системой, адекватной задачам программы.
7. Расширение границ социокультурного воспитательного пространства.
8. Достижение целевых установок концепции воспитательной системы УДОД «РЦВР».
2. Технологии, используемые педагогами МОУ ДО «РЦВР»
— дифференциация по интересам (каждое творческое объединение позволяет ребенку выявить свои способности и задатки);
— индивидуализация обучения (организация учебного процесса, при котором выбор способов, темпов, приемов обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей);
— игровые (организация активизирующей деятельности учащихся);
— групповые (организация совместных действий общения, взаимопонимания, взаимопомощь);
— проектные (организация совместной деятельности с детьми на основе их интересов, инициативы, собственного поиска, направленная на формирование активности, самостоятельности, самореализации, творчества и ответственности).
Разнообразие организационных форм учебно-воспитательного процесса обуславливает вариативность методов обучения. Под методом обучения понимается совокупность приемов практического и теоретического освоения действительности.
При воспитании и обучении используются следующие методы :
Данные методы конкретизируются по трем группам:
— словесные – устное изложение, рассказ, объяснение, лекция;
— наглядные – демонстрация наглядных пособий, показ технических приемов;
— практические – упражнения по выполнению приемов работы, комплексной работы, самостоятельной работы.
3. Развитие ученического самоуправления.
Эффективным средством воспитания является ученическое самоуправление «Город Детства» как совместная деятельность педагогов и учащихся по управлению деятельностью своего коллектива.
Самоуправление учащихся основывается на трёх этапах:
На первом этапе — вовлечение детей в активные группы с тем, чтобы личность получила удовлетворение от совместной деятельности. На этом этапе определяются направления деятельности учащихся. А по направлениям создаются определённые органы самоуправления.
На втором этапе , который является наиболее продолжительным, уделяется их разнообразным интересам. Всё это пробуждает у личности интерес к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок.
На третьем этапе личность выступает как ведущая позиция, так как этот этап выявляет учащихся, способных сделать управленческую деятельность профессиональной.
Участие учащихся в самоуправлении способствует формированию их активной гражданской позиции, умению принимать решения и отвечать за них.
Работа в данной системе даёт ребёнку возможность проявить себя и ориентирует его на успех.
4. Проектирование мониторинга.
личностного развития учащегося в «РЦВР»
Проводимые мониторинговые исследования требуют определенного алгоритма, которому должны соответствовать проводимые процедуры. Алгоритм мониторинга личностного развития обучающихся «РЦВР» включает следующие этапы:
прогнозирование результатов личностного развития – предполагаемый портрет выпускника (определение показателей и критериев эффективности развития параметров слежения);
выборочный анализ реальных результатов (при необходимости) – согласно выбранным показателям и критериям;
планирование мониторинга результатов личностного развития (разработка и определение методов и форм исследования и фиксации; временных сроков и ответственных исполнителей);
осуществление мониторинга результатов личностного развития (реализация запланированных диагностических процедур как сбор и обработка данных психолого – педагогического исследования);
исследование динамики личностного развития (определение степени соответствия планируемых результатов личностного развития обучающихся реальным результатам).
Проектирование мониторингового исследования начинается с разработки мониторинговой карты изучения результатов воспитания (Таблица 1) , которая помогает выявить соотношение воспитательных задач, показателей их реализации, необходимых и достаточных критериев и исследовательских методик. Мониторинговая карта помогает четко определять и диагностировать результаты воспитания.
Мониторинговая карта изучения результатов воспитания.