Методические рекомендации по разработке современного занятия в дополнительном образовании для педагогов МБУДО ЦДО «Лад»

0 Comments


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска.
«Центр дополнительного образования «Лад»
Методические рекомендации по разработке современного занятия в дополнительном образовании для педагогов МБУДО ЦДО «Лад»
Составила: Кныш О.В. методист.
Методические рекомендации по разработке современного занятия в дополнительном образовании предназначены для педагогов МБУДО «ЦДО «Лад» и могут использоваться в других учреждениях дополнительного образования.
Методические рекомендации содержат материалы, подготовленные с учетом современного подхода (в соответствии с ФГОС ООО) к дополнительному образованию детей. В методическом материале представлены основные требования к современному занятию, его структура, алгоритм разработки занятия, планирования, формы проведения, формирование универсальных учебных действий учащихся, рефлексивная деятельность и самоанализ занятия.
Методические рекомендации помогут:
— повысить результативность занятия;
— включить учащихся в творческую деятельность;
— организовать работу с молодыми педагогами;
— совершенствовать методическую деятельность педагогов;
-систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования;
— моделировать нетрадиционные формы занятий.
Содержание.
1. Современные требования к учебным занятиям в учреждениях.
дополнительного образования…………………………………………………. 6.
Построение учебного занятия……………………………………………..6 Классификация учебных занятий………………………………………. 10 Алгоритм подготовки занятия с учётом требований новых ФГОС ООО. 14 Формирование универсальных учебных действий……………………..16 Рефлексия………………………………………………………………….16 Самоанализ занятия………………………………………………………17.
Список используемой литературы и источников…………………………….19.
Приложение 1. Предлагаемые формы проведения занятий ………………. 20.
Приложение 2. Технологическая карта занятия………………………………21.
Приложение 3. Формирование универсальных учебных действий (УУД)….25.
Приложение 4. Примерная схема самоанализа учебного занятия…………. 29.
Приложение 5. Примеры рефлексной деятельности………….……………. 30.
Введение.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.
Дополнительное образование детей — совершенно особая сфера образования, главными компонентами которой являются творчество и свобода выбора. Дополнительное образование призвано решать задачи воспитания и развития личности детей. Тем не менее, педагоги даже в этой области не освобождены от строгих нормативных требований к процессу обучения. В утвержденных ФГОС начального общего и основного общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения [1 с. 138]
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа [2 c. 2]
Основным документом педагога дополнительного образования является дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года она должна строиться на основаниях: свободы выбора образовательных программ и режима их освоения, соответствия образовательных программ возрастным и индивидуальным особенностям детей, вариативности и мобильности образовательных программ, ориентации на метапредметные и личностные результаты образования и творческий, продуктивный характер [2 с.10 — 11]
Идеи, заложенные педагогом в дополнительной общеобразовательной программе, реализуются в реальном образовательном процессе, основной элемент которого — учебное занятие. Исходя из требований времени, меняются подходы к построению и реализации занятия.
Основной элемент образовательного процесса – это учебное занятие. Исходя из требований времени, меняется подход к современному занятию. Современное занятие должно отражать владение классической структурой занятия на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, методики его проведения и анализа.
Для обучающегося учебное занятие интересно тогда, когда педагог в совершенстве владеет содержанием своего предмета, методикой его преподавания, способен увлечь своих учеников процессом освоения новых знаний и видов деятельности. В этом отношении надеюсь, что предлагаемый методический материал будет полезен для педагогов дополнительного образования.
Методические рекомендации помогут педагогам систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру. Использование технологической карты занятия в работе педагога позволит обеспечить условия для повышения качества обучения, т.е. увидеть материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Применение знаний, полученных с использованием универсальных учебных действий в процессе обучения, поможет хорошо мотивированным учащимся достигнуть немалых высот в творческой и интеллектуальной деятельности и почувствовать себя состоявшейся, социально адаптированной к современным условиям личностью. Использование рефлексивной деятельности на занятии будет способствовать совершенствованию учебного процесса, ориентируя его на личность каждого ребёнка. Правильно проведенный педагогом самоанализ послужит стимулом к повышению результативности образовательной практики и росту профессионализма.
1 Современные требования к учебным занятиям в учреждениях.
дополнительного образования.
1.1 Основы построения учебного занятия.
Учебное занятие — основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации. Главное — не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, в активный поиск знаний, достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися. [4]
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация, результат. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако, главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой учащимися.
В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:
Обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:
— по передаче знаний;
— по закреплению знаний;
— по формированию умений и применения знаний на практике;
— тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
— по обобщению и систематизации знаний.
Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Конкурсы мастерства», и т.д.
Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие — осмысление — запоминание — применение — обобщение — систематизация.
За основу учебного занятия мы берем модель, предложенную М.В. Ушаковой, методистом-исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля. [11]
Табл. 1 Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей.