Дополнительная общеобразовательная программа. Порядок организации по дополнительным общеобразовательным программам.

0 Comments


Дополнительная общеобразовательная программа представляет собой нормативный документ, который определяет содержание внеурочного образования. Он является комплексом средств воспитания, оздоровления, обучения, развития учеников, который реализуется на базе материальных и кадровых ресурсов в полном соответствии с социальным заказом.
Важные аспекты.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа представляет собой нормативный локальный документ. Именно поэтому сначала она проходит проверку и в четкой последовательности:
рассматривается на методическом совете; рекомендуется к практической реализации; утверждается директором образовательного учреждения.
Нормативно-правовой аспект.
Дополнительные общеобразовательные программы в дополнительном образовании разрабатываются в соответствии со следующими документами:
ФЗ РФ «Об образовании» № 273. Приказ Минобразования № 1008. Письмо Минобрнауки РФ №06-1844. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»; Муниципальные правовые акты.
Содержание.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет определенное содержание. Оно зависит от конкретного образовательного учреждения, в котором данный документ реализуется. Реализация дополнительных общеобразовательных программ является показателем социального и экономического прогресса современного общества и должна ориентироваться на следующие направления:
обеспечение условий для самоопределения личности; создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка; формирование у подрастающего поколения соответствующей современности картины мира; интеграция отдельной личности в мировую и национальную культуру; формирование гражданина и человека; развитие кадрового потенциала.
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в соответствии с учебным планом, календарным графиком. За качество программы ответственность несет образовательное учреждение.
Предназначение и направления.
Дополнительная общеобразовательная программа имеет определенные цели и задачи, предполагающие воспитание, развитие, обучение школьников. Именно поэтому их содержание должно в полной мере соответствовать народным традициям, национальным особенностям, достижениям мировой культуры.
Дополнительная общеобразовательная программа имеет несколько направлений:
естественно-научное; техническое; художественное; спортивное; туристско-краеведческое; социально-педагогическое; физкультурно-спортивное.
Независимо от направленности в ней должны применяться современные образовательные технологии.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа отражается в определенных принципах обучения:
доступности; индивидуальности; результативности; преемственности.
Среди форм и методов, которые подходят для дополнительного обучения, максимальный интерес представляет дифференциация, индивидуализация, ролевая игра.
Как реализуются дополнительные общеобразовательные программы? Порядок их утверждения рассмотрен выше. Методы управления и контроля образовательной деятельностью, а также материалы и инструменты подбирает педагог. Ему необходимо осознавать, что результатом внедрения дополнительной программы должно стать эмоциональное благополучие ребенка, его приобщение к общечеловеческим ценностям.
Оформление.
Порядок организации по дополнительным общеобразовательным программам определяется в соответствии с нормативными документами, принятыми в образовательном учреждении, и должен включать в себя конкретные элементы структуры:
титульный лист; пояснительную записку; учебный план; основное содержание; предполагаемые результаты; библиографический список.
На титульном листе необходимо указывать полное наименование образовательного учреждения (по уставу), наименование программы, ее направление, сведения об авторе. Кроме того, отмечается возраст школьников, для которых она предназначается, а также предполагаемые сроки ее реализации.
Пояснительная записка содержит информацию о направленности материала, новизне, актуальности, значимости.
В календарном плане указывают основные темы (разделы), их содержание, сроки реализации, режим и формы занятий. Также в программе дополнительного образования указывают список литературы, которой автор пользовался при ее написании.
Вариант дополнительной программы естественно-научной направленности.
Предлагаем вариант программы «За рамками учебника химии». Для начала отметим актуальность предлагаемого материала. Существует много интересных и поучительных опытов, которые в себе не таят никакой угрозы, они занимательны и практичны. Из–за ограниченности школьной программы по химии их нельзя проделать на уроках. А жаль!
Курс открывает массу возможностей для формирования у современных школьников целостного представления о живой природе, ее материальном единстве, взаимосвязи неживого и живого, взаимообусловленности основных природных процессов.
Данная программа раскрывает связь между химическими познаниями и повседневной жизнью рядового человека, проблемами, которые появляются в конкретных ситуациях. В данном курсе осуществлена интеграция различных учебных дисциплин: биологии, химии, физики, экономики, географии, экологии.
В курсе использован лабораторный эксперимент, исторические и культурные традиции, многочисленные экологические проблемы. Материал курса не просто способствует развитию знаний, умений, навыков, но и дает базу для гармоничного развития каждого ребенка.
Цели и задачи.
Рассматриваемая программа дополнительного образования предназначена для решения следующих задач:
формирование четких представлений об использовании правил техники безопасности в процессе проведения различных экспериментов; исследование тенденций химических превращений и вариантов управления ими для получения новых материалов и веществ; связь практики и теории; совершенствование экспериментальных навыков на базе самостоятельной деятельности школьников.
От внедрения дополнительной образовательной программы педагог ожидает появление у школьников стабильного познавательного интереса к естественно-научным предметам, формирование активного гражданина страны.
Структура курса.
Курс состоит из трех частей, расположенных по степени увеличения сложности.
Первый блок «Лаборатория своими руками» (6 часов) сначала предполагает анализ правил техники безопасности, затем советы по применению бытовых материалов для химических опытов. Этот блок пронизан связью повседневной жизни с теоретическими знаниями.
Второй блок «Первые занимательные опыты» (14 часов) предполагает выполнение ребятами экспериментов, благодаря которым они знакомятся с магической и таинственной химией. Для опытов предлагаются вещества, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.
Третий блок «Химический практикум» (14 часов) включает в себя два дополнительных раздела: экологический практикум, в рамках которого ребята определяют наличие катионов тяжелых металлов в питьевой воде, предметах быта; проводят анализ токсичности веществ, проектируют товары бытовой химии. В рамках данной дополнительной программы осуществляется детальное знакомство девятиклассников с проектной методикой.
Отличия этого курса от базовых программ:
способствует совершенствованию практических навыков; обеспечивает формирование гармонически развитой личности; позволяет формировать навыки работы с научной литературой.
Заключение.
В настоящее время многие образовательные учреждения стараются в полной мере удовлетворять социальный заказ общества. Для этого на базе школ создаются исследовательские клубы, художественные студии, хореографические коллективы, военно-патриотические объединения. Программы дополнительного образования, создаваемые педагогами, должны соответствовать требованиям, выдвигаемым к ним по ФГОС. Помимо титульного листа, требования к которому разрабатываются и утверждаются в конкретном образовательном учреждении, пояснительной записки, учебно-методического плана, в содержании должно быть отражено краткое описание каждого раздела, прописываются в дополнительной образовательной программе и основные навыки и умениями, которыми должны овладеть школьники после завершения курса.