Анализ рынка услуг высшего образования.

0 Comments


Разработка эффективного механизма взаимодействия рынка труда и образовательного рынка для устранения существующего дисбаланса между предложением и спросом на трудовые ресурсы. Состояние и сбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
«Пермский Национальный Исследовательский Политехнический университет»
Кафедра экономической теории.
Выполнил: студент гр. ЭУ-10С-5.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что рынок услуг высшего образования влияет на страну экономики в целом. Российскому образованию отводится важная роль в подготовке квалифицированных кадров и содействии решению проблем экономики. Пока темпы изменений в системе образования отстают от темпов изменения экономики и общества [3].
Официальным признанием этой роли в настоящее время явилось законодательное провозглашение и закрепление сферы и системы образования РФ в качестве приоритетной в социальноэкономическом развитии страны.
Формирование и развитие экономики региона и страны в целом зависит от наличия квалифицированных, высококонкурентных трудовых ресурсов, что ведет к важности знаний и профессиональных навыков, являющихся основным рычагом к развитию инновационной экономики, что не достичь без взаимосогласованного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Объектом курсовой работы является рынок услуг высшего образования.
Предметом курсовой работы является сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.
Целью курсовой работы является анализ рыночной ситуации образовательных услуг высшей школы в Российской Федерации в 2013 году посредством собранной информации.
На основании этого был поставлен ряд задач, среди которых:
1. Определение понятия рынка образовательных услуг.
2. Раскрытие экономической сущности услуг высшей школы;
3. Выявление макроэкономических факторов России в целом и факторов спроса и предложения на уровне региона, влияющих на изменение показателей рынка недвижимости;
4. Отражение преимуществ и недостатков жилья на первичном и вторичном рынке;
5. Проведение сравнительного анализа рынков вторичного и первичного жилья г.Перми;
6. Анализ влияния факторов на цены жилья г.Перми в 2013 году.
При анализе рынка образовательных услуг применяются теоретические методы анализа и сравнения.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Целью курсовой работы является разработка эффективного механизма взаимодействия рынка труда и образовательного рынка для устранения существующего дисбаланса между предложением и спросом на трудовые ресурсы.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) систематизировать взгляды ученых на сущность, понятие рынка труда и рынка образовательных услуг;
2) изучить основы взаимодействия данных рынков и выявить проблемы;
3) изучить и сравнить зарубежный и отечественный опыт регулирования сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг;
4) анализ структурных изменений на рынке образовательных услуг;
5) анализ формирования рынка труда с учетом потребности рынка труда в трудовых ресурсах;
6) анализ состояния и сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг;
7) разработка эффективного механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг для повышения их сбалансированности;
8) оценка эффективности предлагаемых мероприятий.
Предметом — совокупность отношений субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг по поводу формирования сбалансированности между указанными рынками. рынок труд образовательный спрос.
В курсовой работе в качестве методологии исследования были использованы сравнительные, статистические, структурные методы.
Информационную базу курсовой работы составили Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, учебные издания, данные государственной статистики, опубликованные материалы научных работ по тематике исследования.
1. Теоретико-правовые основы исследования рынка образовательных услуг.
1.1 Рынок образовательных услуг: понятие и специфика.
Рынок образовательных услуг — это система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем [10].
Основными субъектами рынка образовательных услуг являются: государство, персонал образовательных услуг, учащиеся, студенты, слушатели, посредники.
В современной литературе даются разнообразные определения понятию «образовательная услуга». Так, по мнению А.О. Ченцова, образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося, в свою очередь, разновидностью научного труда.
Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт — это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг [33, с.120-123].
Под образовательной услугой И.Б. Романова понимает «трудовую деятельность экономической единицы, направленную на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании, осуществляемая с предварительного согласия данного субъекта» [24, с. 28].
Таким образом, образовательная услуга — это образовательный продукт, образующий взаимодействие сторон производителя данного продукта и его непосредственного потребителя, с целью удовлетворения личных и общественных потребностей.
Образовательные услуги можно классифицировать следующим образом:
1) по срокам оказания: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
2) по способу оплаты за обучения: за счет бюджетных средств, платные, частичное возмещение затрат;
3) в зависимости от достижения обучающегося установленных образовательных уровней: получения документа установленного образца, без получения документа.
Для более полного понятия сущности рынка образовательных услуг необходимо рассмотреть его функции:
1) обеспечение воспроизводства квалифицированных кадров в экономике;
2) установление пропорций между подготовкой профессиональных кадров и их использованием на рынке труда;
3) регулирование спроса и предложения на образовательные услуги;
4) ценообразование на рынке образовательных услуг;
5) создание условий для конкурентоспособности образовательных услуг и дифференциации их производителей;
6) формирование научно-технического интеллектуальногопотенциала общества;
7) удовлетворение специфических потребностей людей в культурном и личностном саморазвитии [13, с.27-28].
Эффективное выполнение рынком образовательных услуг своих функций является залогом развития экономики и общество в целом.
Именно функции рынка образовательных услуг определяют и его структуру, которая представлена на рисунке 1.3.
Из рисунка 1.3 видно, что структура рынка образовательных услуг состоит из таких важных элементов, как потребители, производители, инфраструктура образовательных услуг, а также из элементов, обеспечивающих систему образовательных услуг — поставщики необходимых ресурсов и общественные институты, продвигающие образовательные услуги. Между всеми элементами рынка образовательных услуг устанавливается эффективное взаимодействие.
Рисунок 1.3 Система рынка образовательных услуг.
Отношения в сфере образования регулируются, прежде всего, Конституцией Российской Федерации в части гарантии реализации права на образование: равноправие граждан (ст. 6,19), светскость образования (ст.14), идеологическое многообразие (ст.13) и др. [1], Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], Федеральным законом от 08.11.2010 года №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», Федеральным законом от 22.08.1996 года № 125 — ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», а также другими нормативно-правовыми актами, регулирующие сферу образования. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым структура системы образования изменилась.
Структура рынка образовательных услуг РФ включает:
— учреждения, предоставляющие услуги образования;
— потребителей (пользователей) образовательных услуг вузов (частные лица, организации и предприятия различных форм собственности);
— государственные и негосударственные контролирующие органы (аккредитация и лицензирование образовательных учреждений);
— поставщиков ресурсов для образовательных услуг;
— общественные институты и общественные организации, осуществляющие продвижение образовательных услуг на рынке.
В Законе РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. образование определяется как «общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности».
Право на образование — является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации [6]. 6. Сальников Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 3-11.
Главной задачей любого государства является обеспечение права на получение высшего образования путем предоставления равных стартовых возможностей гражданам и создания организационно-правовых, социальных и финансово-экономических условий для развития системы образования [2, c. 3].
Следовательно, каждый гражданин РФ является потенциальным потребителем образовательных услуг, как бесплатных, бюджетных (закрепленных Конституцией РФ), так и платных, предлагаемых различными коммерческими субъектами рынка сферы образования.
1.2 Сущность и основные понятия взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.
Система образования — основной источник, обеспечивающий квалифицированную рабочую силу на рынке труда.
Рынок труда и рынок образовательных услуг, взаимодействуя между собой, преследуют социально-экономическую цель, которая выражается в увеличении благосостояния каждого члена общества через удовлетворение личных потребностей людей, реализации образовательной услуги на практике, получение соответствующего уровня дохода и повышение платежеспособности населения [15, с.55].
Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу [16]. Это система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда [16].
Таким образом, необходимо исследовать взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг, как основных составляющих социальной среды, и разработать эффективный механизм государственного регулирования их взаимодействия для того, чтобы совершенствовать и развивать систему профессионального образования в России.
Современный рынок образовательных услуг представляет собой сложную социально-экономическую систему, требующего большого внимания со стороны государства, поскольку сегодня формирование экономики основывается на развитие инновационной экономики, фундаментом которой являются знания.
Главную роль в этом процессе играет система образования, так как она обеспечивает развитие человеческого капитала и знаний в результате изменения потребностей общества, рынка труда и экономики в целом в качестве и уровне подготовки трудовых ресурсов. В результате рынку образовательных услуг необходимо адаптироваться к данным требованиям экономики. Таким образом, в результате повышения уровня и качества профессионального образования происходит развитие инновационной экономики.
1.3 Теория взаимосвязи рынка образовательных услуг и рынка труда: понятие, проблемы структурного профессионального дисбаланса.
Актуален вопрос, касающийся взаимодействия двух социально-значимых рынков: рынка труда и рынка образовательных услуг.
Большинство выпускников вузов не находят работу по специальности, что вызвано большим количеством невостребованных специальностей, также наблюдается снижение качества полученного выпускниками образования.
Теория взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг заключается в создании эффективного и нормативно-закрепленного механизма взаимодействия данных рынков, поскольку сегодня этот 20 механизм работает неэффективно. Данный механизм включает следующее:
1) способы согласования спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения соответствующих рабочих мест;
2) способы учета изменяющихся требований работодателей (как главных заказчиков профессионально образования) к качеству профподготовки в региональной сети учреждений профессионального образования;
3) форматы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования в целях достижения соответствия спроса и предложения на рабочую силу (как по количественным, так и по качественным параметрам) [9].
Таким образом, чтобы обеспечить потребности экономики в трудовых ресурсах необходимо эффективное государственное регулирование, которое заключается в регулирование образовательных услуг исходя из потребностей самого рынка труда. Главная цель государственного регулирования при этом заключается в воспроизводстве необходимого количества специалистов нужной квалификации и нужного уровня образования.
Таким образом, согласованность взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг необходимо рассмотреть с точки зрения системного подхода (рис. 1.6), который заключается в совместном рассмотрении следующих компонент системы:
1) спрос на образовательные услуги;
2) предложение образовательных услуг;
3) потребности рынка труда [11, стр.63].
Рисунок 1.6 Согласованность взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
По рисунку 1.6 можно сказать, что с одной стороны рынку образовательных услуг необходимо обеспечить поставку нужных специалистов, с другой стороны, нужно привлечь людей, готовых получать образование согласно потребностям экономики или сделать так, чтобы потребности людей совпали с потребностями экономики, и затем обеспечить соответствующую мотивацию для работы по полученной специальности [27, c.164]. При этом необходимо помнить о главной проблеме в современном обществе — проблема согласования качества образования и требований рынка труда к специалисту.
В большинстве регионов России сложившаяся система управления сферой труда, занятостью, кадровым воспроизводством не способствует качественному и эффективному обслуживанию субъектов рынка труда и сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов. Многие исследователи выделяют следующие проблемы во взаимодействие рынков труда и образовательных услуг:
1) одновременно избыточность и дефицит определенной рабочей силы;
2) увеличение доли структурной безработицы;
3) функционирование рынка труда отдельно от рынка образовательных услуг, то есть, как пишет Т.Е. Макеева «слабая взаимная адаптивность рынков» [20];
4) профессиональный дисбаланс трудовых ресурсов;
5) несоответствие позиций работодателей, государства и экономически активного населения.
Эти проблемы сдерживают социально-экономическое развитие территории при переходе его на инновационный путь развития. По мнению Н.Н. Деевой существуют следующие проблемы во взаимодействии рынка труда и рынка образовательных услуг:
1) нарушение баланса межуровневой подготовки, которая подразумевает дисбаланс рабочих специальностей и специалистов с высшим образованием;
2) несоответствие профиля образовательных услуг (вузовских специальностей) реальным потребностям, то есть переизбыток на рынке труда таких специалистов, как экономисты, юристы, менеджеры;
3) несоответствие объема образовательных услуг реальным потребностям;
4) несоответствие качества подготовки специалистов предъявляемым требованиям;
5) слабая роль работодателей в повышении качества профессиональной подготовки;
6) отсутствие единства требований к подготовке специалистов со стороны образовательных учреждений и работодателей;
7) временная несогласованность подготовки специалистов, которая заключается в снижение эффективности составленных договоров между учебным заведением и предприятием, так как образовательному учреждению выгодно составлять долгосрочный договор, а предприятию нужны специалисты уже сегодня или через год или два, но, ни все предприятия могут прогнозировать потребность в тех или иных кадрах на 5-10 лет;
8) эпизодические контакты образовательных учреждений с работодателями, которые заключается в том, что ни все учебные заведения имеют эффективные контакты с работодателями [14, с. 134-140].
По моему мнению, все вышеперечисленные проблемы являются актуальными и существуют во всех регионах России. Так, система образования отстает по многим показателям от потребности рынка труда и экономики в целом. На рынке труда существует переизбыток одних специальностей и недостаток других, особенно рабочих специальностей, что отражается в том, что выпускники вузов устраиваются на работу не по специальности, что в итоге приводит к социальной и экономической напряженности.
Для наглядности представления точек соприкосновения рынков труда и образовательных услуг рассмотрим модель взаимодействия рынка труда (РТ) и рынка образовательных услуг (РОУ) (рис. 1.7).
Рисунок 1.7 Схема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг [12]
Из рисунка 1.7 видно, что рынок образовательных услуг тесно связан с состоянием и развитием рынка труда и наоборот. Складывается объективная взаимосвязь между потребителями образовательной услуги и работодателями, которые потребляют образование в форме найма работников в качестве рабочей силы после их обучения. Квалификация трудовых ресурсов — это один из главных факторов конкурентоспособности экономики в целом, поэтому цель в получении качественного образования совпадают у абитуриентов, студентов, персонала учебных заведений и работодателей.
Однако взаимодействие рынка образовательных услуг с рынком труда осуществляется со значительными разрывами, то есть чем больше по времени занимает процесс предоставления образовательной услуги, тем больше вероятность структурных диспропорций в профессиональной подготовке кадров. При этом на рисунке 1.7 представлена оптимальная модель взаимодействия между двумя этими рынками, важный блок заключается в оптимизации профессионально-квалификационной структуры спроса на образовательные услуги в результате прогнозирования спроса на квалифицированную рабочую силу. На сегодняшний день данная задача реализуется не эффективно, что приводит к ряду вышеизложенных проблем. Для их решения, с целью обеспечения рынка труда соответствующими трудовыми ресурсами, необходимо рассмотреть отечественный и зарубежный опыт регулирования взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
1.4 Зарубежный и отечественный опыт регулирования сбалансированности рынков труда и образовательных услуг.
Для решения существующих проблем в дисбалансе трудовых ресурсов, нестабильности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг не обойтись без вмешательства государства, так как самостоятельная сбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг невозможна в силу своих слабых экономических связей между собой. Необходимо рассмотреть и проанализировать зарубежный и отечественный опыт регулирования рынков труда и образовательных услуг, чтобы понять, как решить проблему их дисбаланса.
По информации Всемирного банка установлено, что экономический рост обусловлен на 16% физическим капиталом, на 20% — природными ресурсами и на 64% человеческим капиталом. Таким образом, в структуре национального богатства доминирует человеческий капитал, составляющий в среднем 2/3 от общего национального богатства. Однако для России соотношение иное: 72% составляет сырьевой фактор и только 14% — человеческий капитал [21, с.84]. Таким образом, для России необходимо увеличение в структуре экономики человеческого капитала, так как он является основой развития инновационной экономики. А для этого необходимо развивать качество и уровень системы образования и регулировать сбалансированность трудовых ресурсов.
Рассмотрим основные модели взаимодействия рынка труда и системы образования в Российской Федерации:
1) Советская модель. Государственное планирование объемов и качества профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства на государственном уровне по отраслевому принципу. Институт базовых предприятий для учреждений начального профессионального образования;
2) Современная модель переходного периода (кризисная модель). Регулирование ситуации на рынке труда в основном через органы ФГСЗН. Ориентация системы подготовки кадров на платежеспособный спрос населения в условиях недостаточного финансирования, развитие платных форм обучения.
3) Модель взаимодействия рынка труда и региональной системы профессионального образования, основанная на программно-целевых методах управления и целевой контрактной подготовки.
4) Модель регулирования через прогнозирование кадровых потребностей на уровне субъектов РФ. Прогнозирование кадровых потребностей в разрезе профессий и специальностей. Бюджетное обеспечение подготовки по востребованным специальностям. Стимулирование связей образовательных учреждений с (потенциальными) работодателями за счет анализа сегмента рынка конкретного учебногозаведения [15, c.20-21].
Далее рассмотрим сравнительный анализ моделей отечественного опыта прогнозирования трудовых ресурсов (табл. 1.3).
Таким образом, по проведенному анализу отечественного опыта регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг, можно сказать, что органами исполнительной власти Российской Федерации осуществлялись и осуществляются различные попытки регулирования спроса и предложения на рынке труда. Далее представим федеральные программы, а также региональные программы регулирующие взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в таблице 1.4.
Федеральные и региональные программы, регулирующие взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг [3,4,5,6,7]
Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 №606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием»
Начали разрабатываться прогнозы специалистов с высшим образованием, складывались из прогнозных оценок кадровых потребностей, которые федеральные органы запрашивали из субъектов РФ и в дальнейшем их обобщали. Но данная практика не реализовалась, так как большинство регионов не имели инструментария разработки среднесрочных кадровых прогнозов и поэтому они запрашивали прогнозные оценки в самих вузах, расположенных в регионах.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2011 N 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.03.2013 N 257,от 26.08.2013 N 739)
Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает прогноз баланса трудовых ресурсов в целом по Российской Федерации по видам экономической деятельности на уровне разделов общероссийского классификатора видов экономической деятельности на очередной год и плановый 2-летний период в целях сбалансированности потенциального спроса и предложения на рабочую силу Государственная программа Российской Федерации (РФ) «Содействие занятости населения» на 2013-2020 года, утвержденная распоряжением.
Правительства Российской Федерации от.
22 ноября 2012 г. № 2149-р.
Является решение задачи по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда в рамках проведения модернизации.
профессиональных образовательных программ, с учетом потребностей рынка труда, которая должна быть отражена в национальной системе квалификаций. В рамках программы лежит разработка механизмов, стимулирующих миграцию трудовых ресурсов из перенаселенных (трудоизбыточных) регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы, совершенствование региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства, разработку прогнозных показателей состояния рынка труда, включая прогноз баланса трудовых ресурсов.
Основы современного законодательства об образовании в России были заложены в начале 90-х годов ХХ века. Принятие Закона РФ «Об образовании» (1992 г.), а также Конституции Российской Федерации (1993 г.) имели большое значение для развития системы образования. Они определили правовые основы обновления отношений в этой сфере, а также выполнили важную социальную функцию сохранения и защиты системы образования в период кризисного развития страны.
В процессе реформирования системы образования за последние годы была проведена значительная работа по совершенствованию её законодательной базы. С 2005 года в системе образования имели место радикальные изменения, связанные с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, многоуровневой системы высшего образования, формированием сети федеральных и национальных исследовательских университетов, созданием условий для выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий, совершенствованием механизмов развития непрерывного образования. Немаловажными факторами, оказывающими воздействие на развитие сферы образования, являются новые подходы в системе государственного управления и реформировании межбюджетных отношений. В связи с этим происходит активное обновление нормативно-правовой базы.
Только за последние три года в законодательные акты об образовании внесены поправки более чем 25-ю федеральными законами. Изменения претерпело абсолютное большинство статей Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Общественностью и органами власти активно обсуждается проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный уровень. 11 октября 2012 года Правительством Российской Федерации был рассмотрен и утверждён проект Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы (далее — Программа).
Целью Программы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Неоспоримым достоинством Государственной программы развития образования на 2013 — 2020 гг. является её комплексный характер: мероприятия Программы направлены на решение проблем каждого уровня системы образования Российской Федерации — от дошкольного до высшего профессионального. Для каждого мероприятия определены сроки, финансовые затраты, целевые показатели, проанализированы риски. При этом Проект учитывает положения основных стратегических документов Российской Федерации в части развития образования: указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и № 599, положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития России до 2020 года.
Основные показатели Программы ориентированы на достижение стратегически важных для современного развития образования целей:
увеличение заработной платы педагогов;
· достижение высокого уровня доступности обучения и проживания лицам с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
· развитие сети вузов, предоставляющих образовательные услуги согласно международным нормативам качества.
В части развития профессионального образования недостаточное внимание уделено подготовке квалифицированных рабочих кадров, а показатели начального профессионального образования и вовсе не включены в перечень целевых индикаторов Программы.
2. Анализ сбалансированности взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в Российской Федерации.
2.1 Структурные изменения на рынке образовательных услуг Российской Федерации.
Образование Российской Федерации — это отрасль, которая находится в процессе динамичного, комплексного и системного развития. Структурные изменения представляют собой определенные сдвиги рассматриваемой системы под воздействием внутренних и внешних факторов. Структура РОУ может быть представлена как совокупность образовательных учреждений, классифицируемых по уровням образования, численность специалистов и абитуриентов. В данной работе я рассматриваю высшее профессиональное образование. Количество образовательных учреждений в РФ по типу финансирования в динамике с 2000 по 2013 года (рис. 2.1).
Рисунок 2.1 Динамика изменения числа учреждений по типу финансирования образования за период 2000-2013 годы в РФ [29]
Из рисунка 2.1 видно снижение числа образовательных учреждений, так с 2008 общее число учреждений снизилось на 14,55%.
В 2013г. актуальным оставался тренд на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования. Так, общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц. Соответственно, число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций — на 46 единиц.
В 2013г. структура приема в государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования по формам обучения не претерпела значительных изменений — 53,3% абитуриентов поступили на очную форму обучения (в 2012г. — 51,9%).
Для анализа состояния рынка образовательных услуг РФ проследим изменения в выпуске специалистов за последние 13 лет (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 Структура динамики выпуска специалистов по типу финансирования образования за период 2000-2013 годы в РФ [29]
Таким образом, из рисунка 2.2 видно, что происходит заметное снижение числа студентов. Этому послужила низкая рождаемость 90-х гг. 20 века, которая связана с нестабильной экономической ситуацией и экономическим кризисом 1995-1998 годов.
По 2008 год ежегодно увеличивалась численность студентов в системе высшего профессионального образования, что по сравнению с 2000 годом на 37 % больше. Ситуации в ВПО намного лучше, чем в СПО. Так как ВПО более популяризировано.
Численность обучающихся за период с 2008 по 2013 уменьшился на 25%, а численность принятых в 2013 по в сравнении с 2012 снизилась на 4% (2013 год — 1060 тыс.чел., 2012—1127,1 тыс. чел.). Количество выпускников в 2013 г. — 1066,8 тыс. чел., в 2012 году — 1110,6 тыс. чел.
2.2 Финансирование системы высшего профессионального образования.
В России существует диссонанс в отношениях образования, науки и бизнеса, что мешает России на равных конкурировать с международным сообществом на рынке труда и в экономике. Поэтому необходимо разработать систему равномерной интеграции системы образования, науки и бизнеса.
Комплекс государственных программ с 2012 года, представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих переход к «программному бюджетированию» в сфере социально-экономического развития1.
Бюджет значительно увеличивается. Если в 2000 году выделялось 24,4 млн. рублей, то в 2013 году по Государственной программе развития высшего образования Российской Федерации — 507,9 млн. рублей. Приложение 3.
Рисунок 10 Объемы финансирования учреждений высшего образования с 2000-2016 года.
Из приложения 3 видно, что федеральное финансирование по ряду направлений образовательной деятельности в предстоящие 3 года будет увеличено. В частности, запланирован рост ассигнований на заработную плату педагогам (в рамках указа №597 Президента РФ), индексацию стипендиального фонда, поддержку ведущих вузов, поддержку программ развития ведущих классических университетов РФ, прикладные научные исследования в вузах медицинского профиля и др.
Однако предпринимаемые шаги по улучшению ситуации в образовании так и не решили проблему низкого уровня государственного финансирования отрасли. Так как доля расходов на образование в совокупном объёме ВВП РФ составляет сегодня 4,09%. В развитых странах показатели значительно выше1: в Дании — 7,7%, Швеции — 6,6 [25]. Недофинансирование отрасли привело к моральному и физическому устареванию инфраструктурной и методологической базы учебных заведений. В 2012 году в России 16% зданий учреждений, реализующих программы общего образования, требовали капитального ремонта, а 1,4% — находились в аварийном состоянии [26].
Анализ привязки кадровых запросов экономики к высшей школе.
Жесткая и прямолинейная, административным способом внедряемая «привязка» высшей школы к текущим кадровым запросам экономики вызывает неоднозначную оценку. Последней модой в России стало приведение высшего образования в соответствие с потребностями рынка труда. Циклы подготовки специалистов и циклы смены технологий принципиально не совпадают, более того — расходятся. Попытка подстроить систему высшего образования под рынок труда доказывает свою неэффективность во всем мире. [27]
На сегодняшний день, по экспертным оценкам, только у 14 российских регионов соотношение доходов и расходов позитивное, а у более половины субъектов бюджеты уже дефицитны. Нехватка финансовых ресурсов не будет краткосрочным, подтверждают официальные данные Минфина.[28]
Регионы — основные потребители кадров, и стагнация региональных экономик потянет за собой номинальное ухудшение статистики по показателю трудоустраиваемости выпускников вуза. Региональные вузы просто потеряют ориентиры для развития. Если экономика страны развивается успешно, то система образования получает от нее заказы на подготовку специалистов, что обеспечивает ее развитие и трудоустройство выпускников [29].
При этом региональные власти предупреждены, что исполнение указов президента требует, чтобы расходы на образование стали абсолютным приоритетом в региональных бюджетах [30]. Государство будет продолжать привлекать частные компании вкладывать деньги в науку, надеясь, что те начнут создавать свои вузы (например, «Газпром» и «Лукойл»). Но стимулирование такие инвестиции, за счёт снижения налогов, не заманит работодателей. Главным источником средств должен стать бизнес, а не государство [31].
Однако то, что частные инвестиции станут той панацеей, которая спасет российскую высшую школу, многие оценивают весьма скептично. [32].
На самом деле Россия в данном случае не одинока — непростые поиски «массового решения», так или иначе, ведут многие страны, поскольку переход к «экономике знаний» остается на повестке дня для всей мировой системы образования.
Формирование федеральной политики в области высшего образования во многом схоже со сценарием финансирования высшего образования «на основе спроса». Студенты и фирмы, потребители услуг высшего образования, становятся ориентиром и движущей силой реформ в данном секторе. В условиях конкуренции вузов за привлечение студентов институты становятся более чуткими к требованиям повышения качества и релевантности предлагаемых ими курсов. Институты, конкурирующие в борьбе за студентов, предлагают курсы и программы, непосредственно связанные с профессиональными интересами большинства студентов. [33]. У них нет стимулов расходовать средства на развитие программ обучения, имеющих низкую рыночную стоимость, или финансировать фундаментальные исследования, если для этого нет механизмов конкурсных грантов». Кроме того, пока в России отсутствуют механизмы, способствующие эффективной реализации преимуществ этого сценария: в частности, внутренняя академическая и студенческая мобильность, целый набор финансовых инструментов, таких как гранты, студенческие займы и прочие.
У ровень образования населения.
Сегодня население считает российскую систему образования более слабой по сравнению с другими развитыми странами мира.
В то же время наряду с богатейшими природными ресурсами образование россиян является одним из конкурентных преимуществ. Мировой опыт показывает, что экономики стран, в которых выше уровень образования населения, являются наиболее устойчивыми. Согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО), большинство россиян в возрасте 25 — 64 лет (62%) имеют третичное образование 2 (МСКО 5А и 6) [34]. Этот показатель на 10 % выше, чем у жителей Канады, это в 1,5 раза больше по сравнению с проживающими в Германии и Франции.
По данным переписей населения, в период с 1959 по 2010 г. численность населения с высшим и неполным высшим профессиональным образованием в РФ возросла почти в 7 раз, со средним профессиональным — в 5 раз, а людей, имеющих начальное профессиональное и среднее (полное) общее образование, стало меньше в 5 раз, с основным общим и начальным общим образованием — в 6 раз [35].
Во всех постиндустриальных странах наблюдается устойчивый рост доли работников с высшим образованием в общем количестве занятого населения. В России спрос на высшее образование проявляется наравне с развитыми странами.
Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием на рынок труда возрос на 127%, численность занятого населения с высшим профессиональным образованием увеличилась на 47% .
Создание системы образования, принципиально отвечающей задачам перехода к экономике знаний [36], стоит сегодня в повестке дня и России, и других стран мира. 8.
Для лиц с высшим профессиональным образованием характерны наиболее высокий уровень занятости и наиболее низкий уровень безработицы. Если уровень занятости в 2012 году в среднем по РФ составлял 64%, то в группе лиц с высшим образованием — 82% (в США — 84, Финляндии — 87%). Соответствующие показатели безработицы — 5,1 и 3,6%.
За весь рассматриваемый период уровень безработицы среди обладателей высшего образования увеличивался и в 2012 году составил 16,4%. За период с 2008 по 2010 год безработица среди носителей высшего профессионального образования выросла на 3,6 процентных пункта. [37 приложение 5]
Рассматривая проблему роста безработицы среди людей с высшим образованием, необходимо найти причину, порождающую этот рост. Для этого проведем анализ следующих данных (данные представлены федеральной службой государственной статистики).
Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием государственными и муниципальными образовательными учреждениями (тыс. человек) [38]
Выпущено специалистов — всего.
по направлениям подготовки:
экономика и управление.
геология, разведка пол. ископаемых.
авиационная и космическая техника.
энергетика, энергетическое машиностроение, электротехника.
архитектура и строительство.
Наибольшую долю (51,7% в 2012 году) выпускников высших профессиональных учреждений составляли студенты с высшим экономическим и гуманитарным образованием, а физико-математических и естественных направлений — около 1,5% каждый от общего числа выпускников.
Проведем анализ ситуации на рынке труда с целью выявления специалистов, востребованных работодателями (по данным Росстата).
Численность требуемых работников на вакантные рабочие места [39]
В % от общей численности.
Всего по видам деятельности.
добыча полезных ископаемых.
производство машин и оборудования.
производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
транспорт и связь.
другие виды деятельности.
В таблице 3 отражены не все виды деятельности, по которым работодатели представили сведения о потребностях в работниках. Многие из неназванных видов деятельности имеют технический уклон. На основе этого можно говорить о несоответствии запросов работодателей и имеющегося предложения работников на рынке рабочей силы (в данном случае — выпускников). Это объясняется тем, что образовательные учреждения лишь в малой степени координируют свою деятельность с ситуацией на рынке труда. Отсюда перекос в сфере подготовки специалистов — излишек экономистов и нехватка специалистов естественных и технических направлений.
Перед российской системой образования в настоящее время стоит серьезная задача подготовки так необходимых экономике и производству квалифицированных кадров, что возможно, если рынок образовательных услуг будет взаимодействовать с рынком труда, что является важнейшей задачей дальнейшего социально-экономического развития.
За рассматриваемый период наблюдается сокращение численности студентов, как в государственном, так и в негосударственном секторах. Данная тенденция вызвана проблемной демографической ситуацией в стране, а также последствиями мирового экономического кризиса, что привело к сужению рынка образовательных услуг за счет ликвидации неконкурентоспособных учебных организаций. [40]
Вопросам, связанным с состоянием российского рынка образовательных услуг, всегда уделялось много внимания, как со стороны государства, так и со стороны специалистов и общественности. Такой интерес, прежде всего, связан с присоединением России к Болонскому процессу, а также с трудностями, вызванными глобализацией мировой экономики.
На современном этапе российской экономики, на рынке образовательных услуг постепенно выявляется основной круг нерешенных проблем:
— остающиеся до сих пор диспропорции между структурой подготовки кадров в вузах и структурой спроса на рынке труда;
— рост объема предоставления платных образовательных услуг;
— недостаточная нацеленность вузов на развитие у потребителей образовательных услуг креативной системы мышления, а также подготовку специалистов к работе в условиях инновационно-креативной экономики;
— слишком медленный переход на интерактивную модель инновационной экономики, в которой наука, образование и бизнес функционируют триедино.
Для решения обозначенных проблем, рынок образовательных услуг в России должен двигаться в сторону инновационно-креативного вектора развития, соответствуя жестким требованиям мирового рынка, функционируя в рамках современной рыночной экономики, с учетом протекающих в ней социально-экономических процессов. Кроме того, необходимо ввести дифференцированный подход по оплате образовательных услуг, «привязав» его к уровню успеваемости потребителя. Существующие диспропорции между структурой подготовки кадров в вузах и структурой спроса на рынке труда можно решить с помощью институционального подхода, откорректировав соответствующие компетенции в рамках ФГОС третьего поколения и введя интерактивную модель обучения — триединства науки, образования и бизнеса.
3. Высшее профессиональное образование.
3.1 Состояние рынка и перспективы развития.
Для высшего профессионального образования факт «вступление России во Всемирную торговую организацию» 16 декабря 2011 г. имеет большое значение.
Правительством была проявлена инициатива в выявлении неэффективно работающих государственных вузов, а также разработать и утвердить до мая 2013 года программу их реорганизации.[14]
В 2013 году по результатам мониторинга эффективности деятельности продолжилась оптимизация сети вузов. К группе вузов, признанных неэффективными и нуждающимися в реорганизации, отнесены 29 образовательных организаций и 257 филиалов таких организаций. Реорганизованы 23 образовательные организации и 116 филиалов. [13]
Они были направлены на сокращение и объединение высших учебных заведений, реорганизацию из вуза в ПТУ, прибавку некоторой суммы бюджетных средств.
Таким образом, в 2013г. общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц. Соответственно, число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций — на 46 единиц.
Трудно оценить последствия такой политической «реформы». Потребуется длительное время для восстановления рынка ВПО в России. Слияние вузов уже сейчас проходит с огромными кадровыми потерями. Решения о слиянии и присоединении вузов стало тяжелейшим ударом по имиджу и репутации в целом российского образования.
В части развития ведущих университетов реализуется проект по повышению международной конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Отныне каждый вуз стремится войти в первую сотню лучших вузов мира. Правда, пока даже МГУ и СПбГУ не входят в первую сотню. По намеченным Правительством РФ планам с 2013 года 15-20 лучших университетов страны начнут получать внушительную государственную поддержку для того, чтобы к 2020 году как минимум пять из них вошли в сотню лучших мировых университетов. [15]
В рамках проекта в 2013 году из 55 российских вузов было отобрано 15, которым была представлена государственная поддержка на мероприятия по развитию международной академической кооперации, созданию совместных с зарубежными университетами образовательных программ.
Цель создать нормальную конкурентную среду на национальном рынке услуг, привлечь иностранные инвестиции. [13]
Основой для формирования современной структуры сети вузов являются два ведущих классических университета, имеющих особое правовое положение (МГУ им. М.В.Ломоносова и СПбГУ), 9 федеральных университетов, 29 университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет».[13]
Российское государство дало разрешение на функционирование коммерческих вузов и на платный прием студентов в государственных вузах на коньюнктурные специальности и направления. В результате в негосударственных вузах значительно увеличился поток абитуриентов, особенно по коньюнктурно-востребованным направлениям экономики, бизнес-образования, права, финансов. Все абитуриенты, имеющие даже минимальный балл по ЕГЭ и способные оплатить услуги образования, становятся студентами.
Образование постепенно переходит на двухуровневую структуру Болонской школы, ему предстоит структурная трансформация в соответствии с новыми требованиями к качеству подготовки выпускников.
Уровень развития экономики определяется ВВП страны. Экономике России, чтобы достичь уровня ВВП развитых стран, по самым приблизительным подсчетам, требуется не менее 1,4 млн предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. А на данные предприятия нужны подготовленные кадры. Учитывая длительность цикла предоставления образовательных услуг, вузам необходимо осуществлять перспективное планирование своей деятельности, ориентированное на отложенный спрос. К данному спросу необходимо готовиться заблаговременно, его нужно целенаправленно прогнозировать, а зачастую и своевременно формировать с учетом отраслевой потребности экономики, региональных сегментов и особенностей современного рынка [4].
С переходом к рынку в государстве прекратила свое существование система централизованного и целенаправленного распределения выпускников в различные сферы экономики. Как следствие, по целому ряду специальностей спрос на рыке упал до 10—15 %, а в некоторых случаях (особенно на технические специальности) вообще исчез. А в группах, которые раньше пользовались низким спросом: общеэкономических, юридических и сферы услуг, — востребованность, напротив, значительно выросла. Данное положение объясняется тем, что экономика России стала приспосабливаться к рыночным условиям и, в первую очередь, формировать капиталистический рынок труда, на котором вышеуказанные специальности пользуются постоянным и стабильным спросом. Причем многие выпускники вузов трудоустраиваются самостоятельно, и существующая статистика даже не улавливает тенденций изменения спроса [5].
Другой фактор, оказывающий самое непосредственное влияние на высшие учебные заведения, это государственное финансирование, которое желает лучшего. Как следствие, степень экономического и финансового влияния государства на вузы сейчас очень низкая, поэтому вне рыночных отношений, вне рынка образовательных услуг и рынка труда, вузы функционировать уже не могут. Учитывая дефицит и низкий уровень государственного финансирования, образовательные учреждения вынуждены самостоятельно привлекать новые источники доходов. Вузы начали активно и адекватно отвечать на потребности привлечением значительного круга новых клиентов, расширять перечень и ассортимент образовательных услуг, внедрять инновации в образовательный процесс, теснее сотрудничать с государственными и местными органами управления в решении региональных образовательных задач. Одновременно с этим расширяется география связей и взаимодействия вузов, вплоть до международного уровня в образовательной сфере.
В настоящее время функционирование нового для России рынка образовательных услуг (в свете требований Болонской системы), осуществление его сегментирования, определяющегося новыми игроками рынка — параллельным функционированием и взаимодействием государственного и коммерческого образования, подтверждает актуальность проблем высшего образования, подчеркивает необходимость анализа и оценки специфики данного рынка в совокупности всех определяющих его характеристик, в частности таких как особенности формирования спроса и предложения.
Рынок сферы образовательных услуг, исходя из структуры экономики, относится к сугубо непроизводственному сектору, доля которого в различных странах превышает 50 %. Это определяется количеством вузов, предоставляющих услуги образования (табл. 1).
Отрасль образования — самая многочисленная по количеству занятых в ней. Так, в 2011 г. в России количество обучающихся составляло порядка 34 млн человек, а численность работников сферы образования — порядка 6 млн человек, что в общем итоге составляет 40 млн человек, или более 30 % населения страны (табл. 2).
Кроме того, состояние системы ВПО сильно дифференцировано по субъектам РФ, что также необходимо учитытать при анализе ее функционирования.